13:31
Как правильно сводить песни.

Вам знакома ситуация, когда каждая из партий в отдельности - вокал, барабаны, гитары - звучат превосходно, но собранный вместе материал напоминает скорее хаос и мешанину. Почему? При отсутствии должного опыта процесс сведения может превратиться в сплошное разочарование, тем более что способов правильно и качественно свести микс не меньше, чем количество успешных звукорежиссёров и продюсеров. Тем не менее, существует ряд непреложных истин, - правил, следуя которым вы сможете избежать грубейших ошибок при сведении на начальном этапе. Позже, когда вы наберётесь опыта, вы сможете выработать свой алгоритм.


1. Подготовка
Перед началом сведения необходимо убедиться, что регуляторы всех активных каналов микшера находятся в нейтральном положении (эквалайзер выведен в «0», все посылы, кроме направления на левый/правый канал, выключены), а неиспользуемые каналы заглушены (фейдеры должны быть опущены) и не создают ненужного фонового шума. Несоблюдение данных предосторожностей может привести к нежелательным проникновением в микс.


2. Оптимизация
Оптимизируйте регулировки усиления внешних эффектов. Также убедитесь, что величина сигнала на запись выставлена на максимально допустимом уровне, не вызывающем перегрузки на максимумах сигнала. Эти простые действия помогут увеличить четкость (прозрачность) микса. Если редакция записи будет осуществляться в цифровом виде, то необходимо оставить все затухания (fade out) до стадии редактирования, равно как и шум, предшествующий и следующий за миксом, образец которого потребуется во время настройки цифрового денойзера (denoiser).


3. Организация
Объедините однотипные секции вашего микса в подгруппы (например, партии ударных установок или партии бэк-вокала). Это позволит значительно сократить количество регуляторов при сведении (одним регулятором можно будет менять общий уровень всех элементов группы), а значит сэкономить время. Главное в таких группировках не забывать, что для групп каналов должны быть свои эффекты, также отсортированные по группам, иначе уровень эффектов не будет меняться при изменении уровня группы.


4. Настройка слуха
Дайте своему слуху отдохнуть перед сведением. Также не будет лишним прослушать накануне несколько качественно сведённых композиций, и именно через те мониторы, на которых вы будете осуществлять сведение, чтобы получить некий ориентир звучания, на который можно будет ровняться. Это особенно важно, если вы используете энхансеры (enhancers), так как слух крайне быстро привыкает к использованию эффекта усиления гармоник.


5. Эффекты
С эффектами важно не переборщить. Особенно это касается реверберации, т.к. в итоге вы можете получить запись, нагромождённую лишними звуками. Контраст в таком случае будет неявным, и микс потеряет необходимую энергию и приобретёт монотонность. Звук без реверберации, как правило, выделяется больше, нежели звук с эффектом реверберации. Если сильная реверберация сольного вокала является необходимой, попробуйте добавить к реверберации пред задержку (pre-delay). Вокал и реверберацию при этом необходимо настроить так, чтобы вокал удобно сидел поверх фона.


6. Панорама
Не следует разводить низкие звуки на стерео (бас-бочка, басовые инструменты). Низкие звуки содержат мало направленной информации и лучше звучат в «скомпонированном» виде, т.е. для оптимального звучания низкие звуки следует равномерно разделить между двумя стерео динамиками.


7. Эквализация
Эквализацию и настройки других эффектов лучше отложить «на потом», когда будет проигрываться микс целиком, т.к. эквализация каждого инструмента (или трека) в отдельности может привести к потере натуральности звучания. Эквализируя звук, лучше вырезать, а не добавлять частоты, т.к. слух человека более восприимчив к насыщению, и перегруженный трек может вызывать раздражение.


8. Аудио спектр
Чтобы микс в целом звучал чисто и прозрачно, очень важно, чтобы в одной части аудио спектра не было чрезмерно большого числа конкурирующих инструментов. Особенно перегружен бывает среднечастотный диапазон. С помощью эквалайзера можно произвести редакцию спектра звука (спектральное сведение), и таким образом улучшить разделение микса. Как правило, в первую очередь подрезают очень низкие и очень высокие частоты. Хорошим инструментом для обрезки ненужных частот, а также для управления перегруженным средним частотным диапазоном (особенно, если в миксе присутствует овердрайв гитары и синтезаторные клавишные) являются фильтры боковой цепи (sidechain). В качестве управляющего канала в данном случае лучше использовать вокальный трек, подавляя конфликтующие с ним звуки на несколько децибел. Даже небольшое снижение уровня может значительно улучшить четкость микса.


9. Компрессия
Редко вокалистам удаётся спеть так, чтобы вокал «сидел» в миксе без компрессии. Компрессия придаёт плотность вокалу и крайне необходима на этапе сведения. Однако важно помнить, что компрессия увеличивает фоновый шум и при злоупотреблении может усилить шипящие звуки в голосе. Для получения тёплого звука лучше использовать opto-compressor.


10. Баланс и громкость
Баланс лучше проверять, меняя громкость звука. Также выявить дисбаланс можно с помощью прослушивания из-за двери студии/спальни :). Также следует избегать сведения постоянно на громком звуке (если только вы не сводите танцевальный трек для ночного клуба), т.к. (а) конечный слушатель вряд ли будет слушать композицию так же громко; (б) громкий звук может привести к долговременному нарушению слуха. Сводить следует на том уровне, на котором музыка будет проигрываться.


11. Наушники или динамики
Микс следует проверить как в наушниках, так и на колонках. В наушниках хорошо слышны маленькие искажения и щелчки; в то же время стерео картина в наушниках иная, нежели в динамиках. Поэтому колонки не менее важны при сведении микса и особенно - при обработке низких частот.

12. Ритм-секция
Уровень барабанов и баса традиционно является заставкой, по отношению к которой движутся остальные звуки, поэтому без особой необходимости не следует нарушать естественную динамику ритм-секции.


13. Окружение
Добавить жизни в звук, записанный из близкого микрофона, без использования реверберации помогут настройки окружения (ambience) или ранних отражений (early reflection), вызывающие ощущение пространства. Кстати, чем меньше время реверберации, тем легче передвинуть нужный звук в центр микса.


14. Послесловие
Возьмите паузу и прослушайте сведенный микс ещё раз через день после сведения. Также проверьте запись на максимально возможном количестве звуковых систем, чтобы сделать звучание универсальным (хотя это не всегда возможно). Не удаляйте информацию о миксе, настройки дорожек и эффектов, т.к. ещё через некоторое время ваше слуховое восприятие может измениться, и вы снова начнёте работать над окончательным вариантом :).

Category: Новости | Views: 2305 | Added by: admin | Tags: Как правильно сводить песни.