12:23
Все виды рифмы

АБСОЛЮТНАЯ РИФМА рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением предударного согласного (твёрдый в одном слове и мягкий в другом).
Слог – слёг, завяленный –
 заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило,  блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - тёмен, слыть - слить, выселится - виселица, клон - клён..

 

АБСТРАКТНАЯ РИФМА – рифма, не привязанная к какому-либо конкретному стиху; рифмованные слова сами по себе.

 

АВТОРИФМА – случайная рифма; созвучие слов, непреднамеренно вставленное автором в текст или литературное произведение и не влияющее на его художественную ценность и восприятие. Авторифма присуща как разговорной речи, так и литературной прозе и поэзии. В стихах с привычной конечной рифмой авторифма может быть только в начале или внутри строки. В отличие от начальной и внутренней рифмы, сознательно вставленной автором в произведение, случайное созвучие рождается стихийно и не является приёмом. "Такая рифма может быть, а может и не быть" (Д. Самойлов). Авторифмы можно встретить как у древнегреческих поэтов, не знавших регулярной рифмы, так и в классической и современной европейской (в т.ч. и русской) поэзии и прозе. Наиболее часто такая рифма встречается в белых стихах. В примерах ниже «неумолимых – непостижимых» и «весна – нужна» - авторифмы, отсутствие которых не отразилось бы на восприятии стихов.

 

АВТОРСКАЯ РИФМА  - авторская находка; оригинальная составная рифма с использованием нестандартных сочетаний слов или их частей. Как правило, является единственной в своём роде: исповедь - избы ведь,  большевиков - больше веков,    жизнь с кого - Дзержинского,  наново я - банановая, Цезаря - лице заря, Киева - старики его - распни его,  лёд щеки - лётчики, та ли я - талия,почему ж бы - службы,  бьют об двери лбы - не поверил бы ...

 

АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - рифма, состоящая из слов, ритмические окончания которых различны по написанию, но совпадают по звучанию: грешно – конечно, красавица – кудрявиться,  ящик - оснастчик,  рыться – злится,  существо – ничего, снова - младого...
К акустическим рифмам относится большинство рифм в русском языке - от точных до приблизительных. Акустические рифмы делятся на объективные и субъективные. Объективные акустические рифмы строго подчинены законам произношения и воспринимаются всеми одинаково: мышь - рыжслуг  – стук, сыр - пир, вот –  комод, поп - лоб, локти - когти, рад - ряд, нас – раз...
Также:
 Детский – немецкий, колоться – колодца,  страстный - красный, бросче - роща, множится - кожица...

Субъективные акустические рифмы  - созвучия слов, основанные сугубо на индивидуальном восприятии. 
Такие рифмы  могут казаться созвучными для одних и неприемлемыми  для других.
Ступа – рупор,  ваши – фальши, они – раним, сласти – счастье, длинный - дивный...

Объективные акустические рифмы в большинстве своём относятся к точным рифмам, субъективные – к приблизительным.

 

АССОНАНСНАЯ РИФМА - созвучие в словах гласных  звуков при полном или частичном  несовпадении согласных. 
Ровно - поздно, ветер - лебедь, звезда - трава...  Людская молва, что морская волна.

 

БАЗОВАЯ РИФМА – основная и наиболее многочисленная группа рифм в русском языке. Все рифмы делятся на базовые и окончательные. К базовым относятся более 99 %  всех рифм, к окончательным  - менее 1%. Окончательные рифмы – рифмы с ударением на последнем звуке в слове (ружьё - моё, мечта – суета,  окно – темно, пою - твою…)  Окончательные рифмы не имеют послеударных звуков. Базовые рифмы – рифмы с послеударными звуками или слогами: мех – смех, поле – доля, трактор – реактор, бурный – бравурный, равнина – кручина, тише – услышу, радостный - сладостный… В стихах ниже присутствуют оба типа рифм:базовая "отечества - человечества" и окончательная "бою-пою". Подробне о базовых и окончательных рифмах

 

БАНАЛЬНАЯ РИФМА – связка слов, наиболее часто употребляемая  в поэтической практике. Часто к таким рифмам относятся как к избитым, примелькавшимся и давно утратившим свою свежесть.  Тем не менее, по причине часто крайне малого рифмословарного запаса у таких слов и, в то же время, их незаменимой смысловой нагрузки, такие рифмы, несмотря на свою «заезженность» и банальность, обречены на извечное использование в русской поэзии.

Вновь – любовь – кровь. Ночь – дочь – прочь.  Тебя – любя. Трудный – чудный. Поздравляю – желаю. Радость - младость.
Вечер – встреча – свечи. Слёзы – морозы – грёзы - розы. Борьба – судьба. Век – человек. Чувство - искусство. Ночи – очи…
 и т п.

 

БЕДНАЯ РИФМА – недостаточная рифма, в которой созвучны только ударные гласные, например: звезда - волна, вино - легко, пою - люблю, заря - звеня,  доля - море и пр. Фактически то же, что и ассонанс.

 

БОГАТАЯ РИФМА рифмосочетание слов с совпадением опорных предударных звуковЧем больше сходство, тем богаче и созвучней рифма.  Раб - араббуду - позабудучары - янычары, дядья - бадьяведь - медведьклоп - циклоп, живая - призываямир - кумир, взор - позорволен - доволен друг - вдруг, награда - винограда, порога - дорогатятя - дитятя...

 

ВНУТРЕННЯЯ РИФМА  -  рифма, образуемая внутри стиха или нескольких стихов в пределах строфы. 
«Я ждал, я звал, я верил в чудо…»

 

ВОСЬМИСЛОЖНАЯ РИФМА  -  рифма, состоящая из слов с ударением на восьмом слоге от конца. 
Второе название – супергипердактилическая рифма. В поэтической практике не применяется.
Выдрессировавшиеся - выгравировавшиеся....

 

ГИПЕРДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на четвёртом или пятом слогах от конца. Второе название четырёхсложных и пятисложных рифм. Оприходованный – изуродованный, похрапывание – раскапывание, тиражирование – цитирование…

 

ГЛАГОЛЬНАЯ РИФМА – разновидность однородной рифмырифма, состоящая только из глаголов: плыву – зову, жить – говорить, играем – страдаем, стараться - волноваться… По причине того, что придумать такую рифму не составляет труда (особенно для глаголов неопределённой формы, каких в русском языке - тысячи), такие рифмы называют ещё и бедными: петь - гореть - шуметь -лететь..

 

ГЛАСНАЯ РИФМА – вид окончательных рифм, состоящих из слов с ударением на последнем звуке. В гласных рифмах последнему ударному гласному предшествует гласный звук или мягкий знак: 
Даю - налью, твоя - я, бои - соловьи, портье- колье, ружьё - моё, боа - амплуа

К гласным рифмам также относятся слова «фойе»  и «райя».

Гласные рифмы – самая малочисленная группа рифм в русском языке (всего около 1000 слов).

 

ГЛУБОКАЯ РИФМА – рифма из слов, в которых, помимо окончаний, совпадают целые предударные слоги. 
Вода - проводаполей - тополей,  бывать – забыватьпора - топорапопей - эпопеймотив - локомотивхожу - нахожу,  полам - пополам,  лаборатории - об оратории, этический - поэтический... В более широком понимании, глубокая рифма может рассматриваться как рифма из слов, предударные части которых имеют большее звуковое сходство и могут компенсировать недостаточное созвучие заударных частей слов.

 

ГРАФИЧЕСКАЯ РИФМА – рифма из слов, окончания которых совпадают по написанию, но не совпадают по звучанию. Не образуя слуховой гармонии, графическая рифма  является таковой чисто условно (рифма для глаз) и в наши дни почти не применяется.Большого – немного (ово-ого), утес - лес (ёс - ес), срочно – нарочно (очно-ошно), вечно – конечно (ечно-ешно), смелый - веселый(елый - ёлый) …

 

ГРАФИЧЕСКИ-АКУСТИЧЕСКАЯ РИФМА - совпадает и по написанию, и по звучанию. Основным свойством графически-акустических рифм является безукоризненное совпадение клаузул. К этому типу относятся исключительно точные рифмы: 
лунный – струнный, света – карета, носим – бросим, море – горе, точный – порочный, знаем – раем..

 

ДАКТИЛИЧЕСКАЯ РИФМА – второе название трёхсложной рифмы. Слова в таких рифмах имеют ударение на третьем от конца слоге.Операция – демонстрация, велено – побелено, валенки – маленький, видывать – завидовать, признание - венчания, болтающих - погибающих…

 

ДВОЙНАЯ РИФМА – рифма из двух слов в строфе. Самая распространённая рифма в стихосложении. В примере ниже - две двойных рифмы «знамя-пламя» и «меч - обжечь».

 

ДВОЮРОДНАЯ РИФМА – рифма наиболее близкая по звучанию к родным. В таких рифмах клаузулы слов имеют незначительные расхождения  - противостояние глухих и звонких звуков одной родовой пары (омофонические рифмы), противостояние твёрдых и мягких звуков (твёрдо-мягкие рифмы). Так, слово "красный" имеет точные рифмы, как: громогласный, всечасный и пр. Это - точные родные рифмы (полное совпадение написания и звучания). Слово "красный" имеет и различные приблизительные рифмы: важный, главный, страстный, праздный, ранний, грязный и пр. Однако степень точности этих слов по отношению к слову "красный" различна. Двоюродные рифмы по определению наиболее близки по звучанию к родным и в словаре объединены: слова "грязный, страстный, праздный" находятся в одном ряду со словами "красный, громогласный..." .  Таким образом, невзирая на различия внутри клаузул, подобные слова являются родственными с точки зрения рифмы, и объединение их в словаре позволяет видеть полную картину  рифмующихся слов. Ещё примеры: "гроза - глаза" - родная рифма, а "гроза - роса" - двоюродная. Дополнительные примеры двоюродных рифм: проест - проезд, полный - стольный, горка - горько, видно - слитно, хожу - спешу, ложатся - терзаться, муз - бьюсь, плачь - палач, уста - узда ... Такие слова также подаются по соседству (в смежных рифморядах) в силу своих близких родственных связей.

 

ДВОЯКАЯ РИФМА – разновидность надстроечных(усечённых) рифм. Характерная особенность двояких рифм - две фиксирующие согласные в конце одного из слов, что даёт такому слову потенциальную  возможность  рифмоваться двумя способами (помимо основного, когда клаузулы совпадают  полностью).

1. Табор – рапорт. В данной рифме «т» может скрадываться. 
2. Запад – рапорт. В данной рифме «р» выпадает.

Верес – ксерокс, скатерть - богоматерь, крест - реестр, мылить – милость, смелость – пелось… 

 

ДВУХСЛОЖНАЯ РИФМА – рифма из слов с ударением на предпоследнем слоге. Второе название – женская рифма.

Новый – готово, горы - взоры, радость - младость, верю - потеря, здравый - славой, безоружный – нужно, тихо - лихо,
бьётся - несётся, весть я - поместье…

 

 

ДЕВЯТИСЛОЖНАЯ РИФМА – самая объёмная рифма в русском языке, в составе которой девять слогов начиная с ударного. Второе название – супергипердактилическая рифма. Выкристаллизовавшиеся - выбаллатировавшиесяВ поэзии не применяется.

 
ДИССОНАНСНАЯ РИФМА – условная рифма, в словах которой полностью или частично совпадают согласные звуки, но различны ударные гласные (принадлежат к различным видовым парам): парус - пелось, бублики - яблоки, страстный - грозный, норов - коммунаров, плавно - словно, слушать - лошадь … Рифмы, в которых различны только ударные гласные, чаcто используются как игра слов: молот – мелет, копоть – капать, розовый – разовый, Сократ - сокрыт, мечети - мечите, полочка – пилочка...    Гриб-грабь-гроб-груб (В.Маяковский). Один из древнейших русских консонансов: семо и овамо.
 

ДОБАВЛЕННАЯ РИФМА – разновидность двоюродных рифм; ударная гласная в пассивном слове является последней, а в активном слове к ней добавляется ещё согласный звук (чаще глухой), который скрадывается (приглушается)  при произношении.

Скажи - зажим,  трюмо – умом, строфа - факт, тополям – поля, мирка - сверкаввесна - снам, прочёл – горячо, капюшон – хорошо, пора- дарам , конце - концерт, бревно - ноль, прогул - врагу
Добавленные рифмы представляют собой интересные сочетания слов, принадлежащих к противоположным рифмотипам:  базовые–закрытые и окончательные–открытые.

 

ДРУЖЕСТВЕННАЯ РИФМА – второе название псевдорифмы; рифма, состоящая из слов с общими ударными гласными и характерными концовками,  но различными  послеударными согласными  или слогами. Слова в таких рифмах не состоят в родственных связях друг с другом,  но близки  по звучанию. Основная масса дружественных рифм –  трёхсложные и четырёхсложные. Разновидность ассонанса. Подробней см. Псевдорифма.

 

ЖЕНСКАЯ РИФМА – второе название двухсложных рифм; слова  с ударением на предпоследнем слоге. 
Вера – мера, даже - будоражит, слово – стального,  делать – челядь,  сцены - одену, колдунья - полнолунье, пучиной – длинный, гений - дерзновенней, покои - алоэ, славой - кровавый…

 Термины "женская рифма" и "мужская рифма" перешли в европейское (в т.ч. и русское) стихосложение из средневековойфранцузской  поэзии. В старофранцузском языке слова женского рода (прилагательные и некоторые существительные) заканчивались безударным звуком "е", тогда как слова мужского рода, соответственно, такого окончания не имели. С тех пор в европейской поэзии мужской рифмой называются слова с ударением на последнем слоге, а женской рифмой - слова с ударением на предпоследнем слоге. В первом примере ниже - первый и третий стих объединены мужской рифмой, а второй и четвёртый - женской. Во втором примере присутствуют только женские рифмы. 

 

ЗАВУАЛИРОВАННАЯ РИФМА – своеобразный вариант стыковой рифмы, при котором ударный слог (часто с опорным звуком) последнего слова в строке является первым словом следующей строки. При повторении этого слога дважды рифма становится явной. Этот тип экспериментальной рифмы более интересен для глаз, чем для ушей. 

 

ЗАКРЫТАЯ РИФМА – рифма, заканчивающаяся на согласный звук.
Пух – слух, ночь – волочь, берег - Терек, обоз – мороз, модничать - угодничать, лист - экономист, рай – знай, топот – шёпот, 
уснул – гул…

 

ЗАМЕЩЁННАЯ РИФМА  вариант псевдорифмы; рифма из похожих слов, но с различной послеударной согласной:
вечер – 
ветер, повесть – почесть, ножка – ночка…

 

ИНОРОДНАЯ РИФМА – слабое созвучие слов,  не оформленных между собой ни родственными, ни дружественными отношениями.  Инородные рифмы состоят  из слов с различным родом рифм и созвучных только по общей ударной гласной. Слон – слом, корь – моль,иду – зову, вода – луна… То же, что и ассонансСловарная классификация.

 

ЙОТИРОВАННАЯ РИФМА - наиболее распространённый вариант усечённых (надстроечных) рифм; равносложная рифма из слов с открытым  и закрытым слогом, при этом последний заканчивается на "й" (j - йот). Поле - волейэтой - лето, бури - фурий, почила - могилой, оковы - новый, думы - угрюмый, волны - полный, грозящи - возносящий, нашей - чаше...
Чаще всего в роли слова с замыкающим "йот" выступают прилагательные.

 

КАЛАМБУРНАЯ РИФМА  - рифма с использованием игры слов. По своей форме каламбурные рифмы являются составными и могут быть авторскими. Теперь я – те перья, ананас – она нас, порублю - по рублю, Наполеон - на поле он, до канала - доканала, по калачу - поколочу, пой май - поймай...

 

КОНЕЧНАЯ РИФМА -  самая распространённая  и популярная рифма в стихосложении. Рифмуются последние слова в строках. Помимо конечной существует также начальная и внутренняя рифмы.

 

КОНФЛИКТНАЯ РИФМА -  рифма, состоящая из слов с неодинаковыми связующими рифментами. 
Милый - унылых,  видом - идол, летом – одетыхвиновный - полковник, рупор - трупам...

Конфликтные рифмы делятся на мягкие  и жёсткие. Мягкие конфликтные рифмы -  закрытые связующие рифмы. 
В целом, звучат созвучно: синий – кинув, белый – делом, ворох – норам, хутор – спутан

 

КОРНЕВАЯ РИФМА – базовая рифма с совпадением только корня рифмы (ударного гласного и последующего согласного звука):плавный – лавка, верно – первый, новый – словно, избы – низко, служба - кружка…
Чем меньше послеударных слогов в рифмующихся словах, тем созвучней корневая рифма.

 

МОНОРИФМА - редкая разновидность рифм по взаимному расположению в стихе; все строки рифмуются между собой  - АААА. Наиболее часто употребляется в классической восточной поэзии. В русской поэзии стихи на одну рифму (монорим) встречаются редко; чаще всего на монорифмах строятся отдельные строфы

 

НЕДОСТАТОЧНАЯ РИФМА – рифма, состоящая из слов, в которых последнему общему ударному звуку предшествуют различные предударные(опорные) согласные: метла – жара, вези – смотри, темно – пальто,  хочу – пою (чу – jу), зови - в дали
Недостаточная рифма  сродни ассонансу  и применяется в основном в белых стихах. В отличие от недостаточных рифм, достаточные рифмы состоят из слов, в которых опорные согласные совпадают или принадлежат к одной родовой паре (б-п, в-ф, д-т и пр.). К достаточным относятся все окончательные рифмы: метла – дотла, жара - пора, вези - спроси, темно - кино,  пальто – не то, зови - любви, пою – твою  (jу- jу )…  В четверостишии ниже присутствуют оба типа рифм "светло-ведро" - недостаточная и "звезды-воды" - достаточная рифма.

Category: Новости | Views: 826 | Added by: admin | Tags: Все виды рифмы