« 1 2 ... 5 6 7 8 9 ... 50 51 »

НЕРАВНОСЛОЖНАЯ РИФМА –  сочетание слов с различным количеством послеударных слогов. 
Неравносложные рифмы делятся на рифмы с наращением и рифмы с раздвижением.
В рифмах с наращением происходит добавление слога (слогов) в конце одного из слов:
  папахи-попахивая, тополей - аллее, пылятся- изоляции, ноги - многие, времени- забеременели, следом – неведомо, оперяться&nbs ... Read more »

ПЕРЕХОДНАЯ РИФМА – разновидность обособленной рифмыХарактерной особенностью слов, образующих такую рифму, есть мягкая послеударная согласная и следующий за ней звук «j» (йот): каналья(канал’jа) – далью (дал’jу), взморье - подспорьераспутье – гнуть я, стулья – ульи, рысью - лисье, кровью - любовью, лепетанье - трепетанье….

 

... Read more »

АКТИВНОЕ И ПАССИВНОЕ СЛОВО –  название слов в рифме.

Первое слово в рифме - пассивное, второе – активное. Пассивное слово, идущее во временном отрезке первым, вносит в стих  момент  незавершённости, оставляя после себя  напряжение, связанное с ожиданием  гармоничной  развязки. Это напряжение снимает активное слово,  которое своим появлением  заставляет вспомнить пассивное, и уже вместе они создают то ощущение законченности, гармонии и  родства, которое и называется рифмой. Таким образом,  вся  нагрузка в рифме лежит именно на втором слове, которое может оправдать (точная рифма), частично оправдать (приблизительная рифма)  или  не оправдать вовсе (диссонанс, белый стих) ожидание гармонической развязки, созданное пассивным словом. Оправданное ожидание  всегда усиливает эмоциональное воздействие стиха и заложено в самой природе поэзии.

 

АЛЬТЕРНАНС (франц. alternance – чередование) – термин классического стихосложения. Правило альтернанса:  попеременное чередование стихов с различным количеством стоп, мужских и женских рифм, рифм с различными окончаниями. Правило альтернанса было установлено во французской поэзии в эпоху Ронсара (1565 г.). В русском стихосложении принцип альтернанса был установлен впервые М.В. Ломоносовым  в "Оде на взятие Хотина"  и  "Письме о правилах российского стихотворства" (1739г.), после чего неукоснительно соблюдался особенно в отношении твёрдых форм: сонетов, октав, секстин и пр.


... Read more »

АБСОЛЮТНАЯ РИФМА рифма, состоящая из слов, идентичных по своему звуковому составу, за исключением предударного согласного (твёрдый в одном слове и мягкий в другом).
Слог – слёг, завяленный –
 заваленный, оброк- обрёк, мыло - мило,  блуза - блюза, томный – тёмный, забыть – забить, ложа - лёжа, метр – мэтр, грозы – грёзы, минёр - минор, потомки - потёмки, простыл - простил, томен - т ... Read more »